?

Log in

No account? Create an account
Книжки по нейропсихологии я читаю не в последнюю очередь чтобы изучить письмо. Это проблемное место моего сына, и в чём причина его трудностей мне даже специалисты не могут сказать. Да что там, даже сущность этих трудностей пока сформулировать не удаётся.

Книга про мальчиков и девочек, о которой я вчера писала, мне подкинула несколько интересных мыслей по этому поводу. Вот вам ещё цитата, многим, думаю, будет интересно.

А что, если мы уберем из письма графический компонент: образ слова, написанный письменными буквами, и сам двигательный компонент написания слова? Однажды в наш компьютерный центр пришло трое детей из начальной школы. Они хотели поиграть на компьютере. В этот день у них в школе был диктант: две девочки получили хорошие отметки, а мальчик сделал массу ошибок. Педагог компьютерного зала предложила им написать диктант на компьютере. Результаты поразили не только педагогов, но и детей: мальчик сделал меньше ошибок, чем девочки. Такой же случай был описан на одной из научных конференций: одиннадцатилетний мальчик делал большое количество ошибок при письме в тетради, но, когда писал диктант на компьютере, ошибок не делал. В семье у этого мальчика были левши. После двух специальных занятий (у ребенка проблемы с фонетическим слухом) вместо 30 ошибок в диктанте он стал делать 4-5 ошибок.


В книге они приводили ещё пример, как дети, умеющие писать обеими руками, делают разное количество ошибок, когда пишут один и тот же текст разной рукой. О письме разными руками ещё было у Семенович в книге «Эти невероятные левши», рекомендую тем, кого тема так или иначе касается.

P.S. Приведённая цитата иллюстрирует частный случай, и не все дети покажут разницу в письме от руки и печати на клавиатуре.

Метки:

Последнее время много читаю книжки по нейропсихологии детского возраста. В голове, конечно, каша, но очень интересно. Для меня это оказалось гораздо привлекательнее, чем психология, потому что отчётливо видна связь между нервной организацией и психическими функциями. Это хотя бы слегка научно, в отличие от :)

Не то чтобы я считала психологию в целом псевдонаукой, но отечественные современные специалисты (особенно детские психологи) ан масс напоминают мне шаманов, кидающих мухоморы в котёл и бьющих в бубен для того, чтобы вызвать дождь или потушить вулкан. Оно, конечно, эффектно, но эффективность оставляет желать много лучшего.

Опять же, в нейропсихологической диагностике обычно обходится без «вы неправильно взывали к Ктулху, поэтому ваш ребёнок так ужасно себя ведёт», ггг. Простите, это я о наболевшем.

Сейчас читаю книгу  «Мальчики и девочки. Два разных мира» (авторы Еремеева и Хризман). Некоторые утверждения авторов вызывали у меня сомнения (к примеру, что для девочек геометрия и начертательная геометрия представляют проблему — у меня-то никаких проблем с этим не было :)), но в целом весьма и весьма занимательное чтение. Меня очень заинтересовало утверждение, что к школе мальчики и девочки приходят уже со значительным расхождением в развитии психических функций. Между тем, школьное обучение ориентировано в первую очередь на девочек и их сильные стороны, и мальчикам в школе приходится куда сложнее. 

Вот вам одна цитата, например:

Сначала мы провели нейропсихологическое исследование, которое состояло в том, что ребенку — одновременно каждому глазу по отдельности — предъявлялась картинка, но картинки были разными, а ребенок этого не знал. Такой тест называется диоптическим просматриванием. Обычно дети при этом говорили, что видят только одну картинку, и называли правую или левую. Оставим сейчас вопрос о специфике обработки поступающей информации левым и правым полушариями мозга — этот вопрос мы обсудим позднее — и сосредоточим наше внимание на восприятии ребенком эмоционально окрашенной информации.

В ряду прочих картинок мы показывали улыбающееся и грустное лицо, причем, если правый глаз видел улыбающуюся рожицу, то левый — грустную. Через некоторое время картинки меняли местами, и уже в левый глаз поступала позитивная информация, а в правый — негативная. Если свести все результаты по шестилетним детям вместе, то окажется, что и мальчики, и девочки независимо от того, какому глазу показывают какую картинку, чаще говорят, что они видят улыбающуюся рожицу. Грустное лицо они видят реже, т.е. глаз-то видит, в мозг информация об увиденном поступает, но в сознание не допускается.

И вот наши дети пошли в первый класс. Читать дальше...Свернуть )

Предновогодний дзен



О приходе старости узнаёшь ненароком, обнаружив, что складывание бесконечных бумажных квадратиков успокаивает, а не бесит. Читать дальше...Свернуть )

Прозрачность

— А вот мне кажется, что в стекле много маленьких дырочек, через которые могут проходить фотоны. Поэтому стекло прозрачное, — сказал вчера перед сном мальчик.
— И в воде тоже много маленьких дырочек? — подколола я. — И в кристаллах?
Мальчик представил и засмеялся.
— Ну, а почему тогда стёкла прозрачные?
— Ээээээ... — сказала я, — прекрасный вопрос. Я как-то не задумывалась над этим никогда.

Сижу вот сейчас, читаю про механизмы прозрачности, восхищаюсь устройству вселенной и ужасаюсь своему невежеству. И объяснить мальчику про переизлучение волнового фронта я точно не смогу.

UPD: видео о том, почему стекло прозрачное и т.д.
Читать дальше...Свернуть )

Разговорчики

— Мам, что такое «трагедия»?
— Это произведение, которое кончается плохо. Книжка, там, или кино.
— Например?
— Ээээ... Мнэээ.... «Курочка Ряба». Яичко упало и разбилось, дед плачет, баба плачет...
— Хм...
Не сдадим мы литературное чтение, ой, не сдадим...

***

Вообще-то, мы читаем не золотоносную курицу, а Волкова. Обсуждаем прочитанное. Я:
— А может жёлтый туман постепенно сам рассеялся бы после смерти Арахны.
— Не думаю. Пока книга Арахны цела, он бы держался. Думаю, в этой книге все параметры мира прописаны, где true, а где false. Туман был true. Он бы не рассеялся.

***

— Мам, прикрой сгущёнку. А то микробы в неё налетят, нашаманят там...
Я сразу вспомнила эль, в который жучки и сучки падают с дивной избирательностью.

***

Ребёночек выдвинул гипотезу, что ночью звуки слышнее, потому что днём их фотоны тормозят, а ночью, значицца, нет. Переубеждаю — не верит.Дальше многоСвернуть )
Вот так вот выйдешь в два часа ночи в туалет, и...

— Мама! Мама! МАМА! МАМАААА!!!!!111111
— Что случилось???
— Я просто проверял, здесь ли ты.
— Конечно, я здесь, куда ж я денусь?
— Ну, мало ли, вдруг тебя зомби съели...
— Ох... Не волнуйся. У меня нет мозгов, я не представляю никакого интереса для зомби.
— Не нужно со мной шутить! У тебя есть мозги. И зомби могли тебя съесть.

***

Под впечатлением от литературного образа фрекен Бок мальчик проникновенно изрёк:
— Всё-таки хорошо, что ты не такая строгая и злая!
Оценил наконец...

***

— О, Стась, гляди, какая паутинища на этом растении!
— Растение заболело пауком? о_О

***

— Мам, дай я сначала из двери выгляну, нет ли там кого-нибудь злого.
— И кто же злой там может быть?
— Ну, например злой вор. Хочет у нас что-нибудь украсть.
— Мне кажется, у нас и красть-то нечего.
— Как нечего? А КОТИКИ???

О детских травмах

Простите, буду о грустном.

Я сейчас готовлю несколько презентаций об инклюзивном образовании аутистов. В том числе о том, как говорить с родителями «обычных» детей о том, что в их класс придёт ученик с особенностями.

Понятно, что родители боятся и протестуют. Это совершенно нормальная реакция. Каждый родитель хочет оградить своего ребёнка от возможных проблем. А они в такой ситуации действительно могут возникнуть, если заранее не предусмотреть всё возможное и невозможное. И не только предусмотреть, но и предупредить. Нормальная инклюзия в этом и заключается — чтобы проблем не было ни у кого из участников образовательного процесса. И чтобы все от инклюзии только выиграли. Понятно, что это идеал, и жизнь умеет подкидывать сюрпризы, но стремиться к этому необходимо.

И очень вовремя попадается мне опрос, проведённый tut.by: хотели бы вы, чтобы за партой с вашим ребёнком сидел аутист? Просто бесценный материал для работы.

Большинство протестных реакций мне знакомо, и я знаю, что можно ответить. Но я теряюсь от таких вот вещей:

категорически против того чтобы *особенные* учились рядом с обычными детьми. Оба ребенка получат психологическую травму. Один из-за того что неполноценный, а второй потому что он обязан относится ко второму со вниманием.
Травма у обычного ребёнка из-за того, что он обязан внимательно относиться к ребёнку с особенностями... Честно — я не знаю, что на это ответить. Потому что это в чистом виде она, тотальная неготовность общества к инклюзии, о которой так любят говорить чиновники, когда мы приходим просить денег на тюторов и прочие вещи, без которых инклюзия аутистов обречена.

Возможно, у вас сейчас тоже появились вопросы и протесты по поводу того, что необычные дети могут вскоре придти в обычные школы. Не имею сейчас возможности подробно расписывать технологии инклюзии, но хочу подчеркнуть, что грамотная инклюзия никогда не строится на ущемлении чьих-то интересов. Хорошо должно быть всем без исключения.

Вот только это требует денег и труда. Больших денег и большого труда. Но больше всего тормозит работу не отсутствие денег (не говорю уже о том, что есть, разумеется, люди, готовые работать). Труднее всего победить убеждение, что тем, кто хоть немного не такой, надо отгородить заборчиком специальное место, и пусть они там живут и не тревожат своим присутствием нормальных во всех отношениях людей.

188848_800x600_img51.jpg

Скажите, только только меня смущает, что на всех этих психологических и логопедических карточках про времена года нарисованы подснежники? Вот такие? Которые в наших краях отродясь не росли? И которые, соответственно, ребёнок в глаза никогда не видел? Почему, почему он должен их узнавать???

Ну, и «ты ко мне пришёл, значит, никаких отказов быть не может, ты обязан отвечать» — это, безусловно, прекрасный подход к любому ребёнку, чего уж говорить об аутистах.

И, кстати, о сарказме... Вчера ребёнок мне строго заявил: «Не сарказмуй!». А когда я упала и заржала в голос, ворчливо выдал: «Хохочет, сквернословит...». Ура, у меня теперь есть аутичный мальчик, говорящий цитатами! Пока из Карлсона, но я надеюсь расширить репертуар до всяческих «поучайте ваших паучат» и «он мёртв, Джим!».

А, ещё логопед спросила, учим ли мы таблицу умножения. Летом, ага. Ага, ага, щаз. А вы как, учите?

Походу

— Больше всего я люблю фисташковое мороженое! Только я заметил странную вещь: оно у меня кончается быстрее, чем любое другое. Магия какая-то!

***

— Комары, сссссссссобаки летучие, прямо сквозь колготки жрут!
— А я понял, какое именно нехорошее слово ты хотела сказать!
— Что хотела, то и сказала. Ссобаки они и есть ссобаки.
— Ссубаки, ага, ага...

***

— Мелкая у тебя попа, Стась, всё время штаны падают.
— Давления на штаны изнутри не хватает.

***

— Ребёнок, вот такие макароны будешь?
— Вот эти, которые как трупы?
— ???
— Как трубки. Большие трубки.

***

Молыж Стасег на детской площадке очень, очень вежливо коммуницирует с юной девой двух лет от роду:
— Вы тоже хотите на качели? Вот, пожалуйста... что-что? Ааа, вы, походу, ещё разговаривать не умеете!

Песня про зайцев

— Сын, что ты скачешь как бешеный заяц?
— Я не заяц!!!
—Я и сказала — «как». Я знаю, что ты не заяц. Я определённо не могла родить зайца.
— А если бы мутировала? — мгновенно заинтересовался ребёнок. — С каким-нибудь зайцем?

***

Мальчик изобрёл словосочетание fly puncher — мухобойка. Когда посмотрели в словаре правильный вариант, расстроился и сказал, что свой ему всё равно нравится больше.

***

— Сын, ты чего сегодня перед учительницей цирк устроил? Тебе ж эти задания раз плюнуть.
— Ладно, в следующий раз заплюю!
И ведь заплевал! Шутка юмора такая с его стороны.

***

— Мам, ты не матерись на балконе!
— Да я вообще не матерюсь!
— Ты только что сказала "твою мать".
— Я??? Когда?? Не говорила я такого.
— Ты сказала "надо снести этот шкаф к чёртовой матери".
— Да это вообще не мат, это литературное ругательство.
— Всё равно.
И вот тут мне захотелось материться...

***

— Мама, что это за ужасная книжка?! Тут написано "протали-нах"! (оказывается, он не знает, что такое проталины)

***

— А муха в автобусе как висит? Её воздух толкает и она движется вместе с автобусом? А вот если в автобусе назад прыгнуть, то прыгнешь немного дальше, чем просто так прыгнул бы, да?

***

— А весы тоже меряют давление? Предмет ведь чем тяжелее, тем сильнее давит вниз.

Cat

Стась нарисовал в фотошопе при помощи графического планшета. Комментарий художника: «Там если присмотреться к ноздрям, можно увидеть сопли».

Метки:

Continuous

— It's rain! — возликовал вчера на балконе молыж Стасег (мы оба любим дождь).
— Можно сказать it's raining. -ing означает «прямщас». It's raining. The sun is shining. The cat is sitting there. — я указала рукой на дождь, солнце и Фефу соответственно.
Мыш Крэш в это время традиционно копал нору в пластмассовом днище клетки.
— The mouse is... — начала было я и запнулась, — эээээ...
— ...digging — закончил фразу ребёнок. — Я понял.

Вечером он пытался выжить меня из-за компа. Средством намёка служила киса Вася. Мальчик упирал в мою руку её лапы и пытался заставить царапнуть меня.
— Как будет по-английски «царапать»? — поинтересовался он.
— Не помню, — отмахнулась я.
— I'm цапп-ing you with cat legs! — не растерялся Стасик. — Sorry my bad English.

А если серьёзно, мальчик всасывает английский неизвестно откуда и пытается на нём говорить. Зачастую коряво и неправильно, но с большим энтузиазмом. И что с этим делать я пока плохо себе представляю. Сама я знаю язык весьма посредственно. Систематически заниматься он не хочет, для него это развлечение. Sorry my bad English — любимая фраза. Заниматься с преподавателем или в группе он точно не будет.

Так что расскажите мне, пожалуйста, про какие-нибудь программы для изучения английского (под windows). Плохие отзывы тоже интересуют, типа ни за что не связывайтесь вот с этим говном (это же не мат, правильно?). Спасибо.
Обещала френдам ссылку на исследование, связывающее частоту заболевания аутизмом с экологическими факторами — вот она.

Исходная статья в журнале PLOS «Вычислительная биология» (англ.).

Интервью Екатерины Мень с автором исследования Андреем Ржецким в «Снобе», с графиками и схемами из исходной статьи. И первоначальный вариант этого интервью на polit.ru.

Метки:

— А вот если кусок льда кинуть в холодную воду, что будет? Холод будет дальше передаваться?
— Примерно так. Передаваться будет тепло, от более тёплого к более холодному.
— Ага, а от более холодного к более тёплому будет передаваться холод. А можно сделать так, чтобы они долго туда-сюда передавались?
— Нет. Когда температура льда и воды станет одинаковая, всё остановится.
— Понял, вот так, — на пальцах изображает процесс, из чего становится ясно, что действительно понял.
— Да, правильно. И наступает равновесие.
— У них что, и вес становится одинаковый??
— Нет, это просто так говорят.
— Ну ведь неправильно говорят! Правильно будет — равнотемпературие!

8

— Так когда у тебя день рождения? — спросила я недавно молыжа Стасега. — Посмотри в настенном календаре, там отмечено.

Мальчик долго медитировал на календарь (это для него непонятная и нелогичная концепция), потом догадался спросить:

— А какое сегодня число?
— Пятнадцатое.
— А день рождения ниже и левее!!!

Сегодня настало это самое «ниже и левее», и мальчику исполнилось восемь лет.

Это был переломный год. Мы оба пытались осознать, что мальчик не такой, как все, и у нас это, кажется, получилось. Ещё мальчик начал учиться в школе. Начал читать сравнительно большие книжки. Научился иногда говорить, что он чувствует (и вот тут меня ждало много всего интересного).

В общем, замечательный у меня мальчик.
— Что, крыса, одиноко тебе? — вопросил сочувственно мальчик. — Когда-нибудь мы купим тебе друга, чтобы тебе было повеселее.
— Ты же терпеть не можешь крыс! — я не поверила своим ушам.
— Ну да. Но ведь ты же их любишь, так что пусть будут.

Офигеть! Он добровольно и осознанно учитывает чужие интересы. Что-то новенькое.

Хроники молыжа Стасега

— А почему такие фотоновые кляксы называют солнечными зайчиками?

***

— АААА, я так не могу, эта игра работает медленно! Очень медленно! Как летящий в космосе ржавый чайник!

***

— Ты чего в одеяло закутался, замёрз что ли?
— Не, так мне просто лучше. А то без одеяла скучно как-то, воздух тебя ощупывает...

***

Мальчик болеет и требует от меня рассказа про страшные болезни. Чума, лепра, холера, оспа, рак и СПИД расписаны в красках — а ему всё мало.

На жёлтой лихорадке мальчик сломался. А у меня ещё столько всего было рассказать! Полиомиелит, клещевой энцефалит, тиф, сонная болезнь...

***

Я расстроен настолько, как если бы верёвку длиной метр растянули на пять тыщ миллионов метров!

***

Киса Василиса залезла на потолок и роняет оттуда книжки. Я ей говорю:
— Васища! Ну-ка слазь!!! ...ну вот, всё на свете уронила!
— Она не могла уронить всё на свете. Так она бы Землю на Солнце уронила.

***

А ещё он хочет знать, одинаковое ли давление внутри и снаружи мыльного пузыря, и где взять антиматерию...


Недавно homers_wife дала ссылку на хорошее видео — как носить носки с сандалиями. Вот она:
http://www.theguardian.com/fashion/video/2014/apr/02/how-to-dress-socks-with-sandals-video

Как девушка с нежными ногами я оценила. А заодно решила поделиться своей подборкой фотографий на эту тему. Носить носки с босоножками и туфлями надо уметь, конечно. Вот пять моих любимых приёмов, позволяющих делать это красиво: 57 фотоСвернуть )

Light it up blue



Сегодня, 2 апреля, — Всемирный день распространения информации об аутизме. В небо запускают воздушные шары и небесные фонарики синего цвета, а некоторые здания, статуи и мосты вечером включают синюю подсветку. В этот день синим светится даже Ниагарский водопад.

Зачем вообще распространять информацию об аутизме? Вероятно, многие предпочли бы ничего об этом не знать. Однако, ситуация такова, что аутистов очень много, и становится всё больше. Американский Центр контроля заболеваний недавно опубликовал свою статистику — один ребёнок из 68. Организация Autism Speaks называет цифру 1 из 88. Более осторожная оценка — 1 из 100.

Как видите, каждый из нас имеет весьма высокие шансы пересечься с аутистами. Вполне возможно, уже сейчас ваш ребёнок ходит в детский сад или школу вместе с детьми, у которых есть расстройство аутистического спектра. Возможно, вам самим довелось работать, дружить, быть соседями с аутичными взрослыми. А самое главное, от рожения ребёнка с аутизмом не застрахована ни одна семья.

Об аутизме нужно знать. Чтобы не бояться этих странных чудаков. Чтобы заметить тревожные признаки у собственного ребёнка и вовремя начать коррекцию. Просто чтобы быть в курсе огромных изменений, по каким-то причинам происходящим с человечеством — почему, почему число случаев аутизма растёт?

Сегодня я готова отвечать на ваши вопросы, поскольку поневоле осведомлена чуть больше, чем среднестатистический индивидуум. Спрашивайте. Возможно, даже отдельный пост потом напишу по вашим вопросам.

Autism speaks. It's time to listen.

Метки:

Latest Month

Июль 2016
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Метки

Syndicate

RSS Atom
Разработано LiveJournal.com