розовый профиль

Письмо от руки и печать на клавиатуре

Книжки по нейропсихологии я читаю не в последнюю очередь чтобы изучить письмо. Это проблемное место моего сына, и в чём причина его трудностей мне даже специалисты не могут сказать. Да что там, даже сущность этих трудностей пока сформулировать не удаётся.

Книга про мальчиков и девочек, о которой я вчера писала, мне подкинула несколько интересных мыслей по этому поводу. Вот вам ещё цитата, многим, думаю, будет интересно.

А что, если мы уберем из письма графический компонент: образ слова, написанный письменными буквами, и сам двигательный компонент написания слова? Однажды в наш компьютерный центр пришло трое детей из начальной школы. Они хотели поиграть на компьютере. В этот день у них в школе был диктант: две девочки получили хорошие отметки, а мальчик сделал массу ошибок. Педагог компьютерного зала предложила им написать диктант на компьютере. Результаты поразили не только педагогов, но и детей: мальчик сделал меньше ошибок, чем девочки. Такой же случай был описан на одной из научных конференций: одиннадцатилетний мальчик делал большое количество ошибок при письме в тетради, но, когда писал диктант на компьютере, ошибок не делал. В семье у этого мальчика были левши. После двух специальных занятий (у ребенка проблемы с фонетическим слухом) вместо 30 ошибок в диктанте он стал делать 4-5 ошибок.


В книге они приводили ещё пример, как дети, умеющие писать обеими руками, делают разное количество ошибок, когда пишут один и тот же текст разной рукой. О письме разными руками ещё было у Семенович в книге «Эти невероятные левши», рекомендую тем, кого тема так или иначе касается.

P.S. Приведённая цитата иллюстрирует частный случай, и не все дети покажут разницу в письме от руки и печати на клавиатуре.
розовый профиль

Мальчики и девочки в школе

Последнее время много читаю книжки по нейропсихологии детского возраста. В голове, конечно, каша, но очень интересно. Для меня это оказалось гораздо привлекательнее, чем психология, потому что отчётливо видна связь между нервной организацией и психическими функциями. Это хотя бы слегка научно, в отличие от :)

Не то чтобы я считала психологию в целом псевдонаукой, но отечественные современные специалисты (особенно детские психологи) ан масс напоминают мне шаманов, кидающих мухоморы в котёл и бьющих в бубен для того, чтобы вызвать дождь или потушить вулкан. Оно, конечно, эффектно, но эффективность оставляет желать много лучшего.

Опять же, в нейропсихологической диагностике обычно обходится без «вы неправильно взывали к Ктулху, поэтому ваш ребёнок так ужасно себя ведёт», ггг. Простите, это я о наболевшем.

Сейчас читаю книгу  «Мальчики и девочки. Два разных мира» (авторы Еремеева и Хризман). Некоторые утверждения авторов вызывали у меня сомнения (к примеру, что для девочек геометрия и начертательная геометрия представляют проблему — у меня-то никаких проблем с этим не было :)), но в целом весьма и весьма занимательное чтение. Меня очень заинтересовало утверждение, что к школе мальчики и девочки приходят уже со значительным расхождением в развитии психических функций. Между тем, школьное обучение ориентировано в первую очередь на девочек и их сильные стороны, и мальчикам в школе приходится куда сложнее. 

Вот вам одна цитата, например:

Сначала мы провели нейропсихологическое исследование, которое состояло в том, что ребенку — одновременно каждому глазу по отдельности — предъявлялась картинка, но картинки были разными, а ребенок этого не знал. Такой тест называется диоптическим просматриванием. Обычно дети при этом говорили, что видят только одну картинку, и называли правую или левую. Оставим сейчас вопрос о специфике обработки поступающей информации левым и правым полушариями мозга — этот вопрос мы обсудим позднее — и сосредоточим наше внимание на восприятии ребенком эмоционально окрашенной информации.

В ряду прочих картинок мы показывали улыбающееся и грустное лицо, причем, если правый глаз видел улыбающуюся рожицу, то левый — грустную. Через некоторое время картинки меняли местами, и уже в левый глаз поступала позитивная информация, а в правый — негативная. Если свести все результаты по шестилетним детям вместе, то окажется, что и мальчики, и девочки независимо от того, какому глазу показывают какую картинку, чаще говорят, что они видят улыбающуюся рожицу. Грустное лицо они видят реже, т.е. глаз-то видит, в мозг информация об увиденном поступает, но в сознание не допускается.

И вот наши дети пошли в первый класс. Collapse )
розовый профиль

Прозрачность

— А вот мне кажется, что в стекле много маленьких дырочек, через которые могут проходить фотоны. Поэтому стекло прозрачное, — сказал вчера перед сном мальчик.
— И в воде тоже много маленьких дырочек? — подколола я. — И в кристаллах?
Мальчик представил и засмеялся.
— Ну, а почему тогда стёкла прозрачные?
— Ээээээ... — сказала я, — прекрасный вопрос. Я как-то не задумывалась над этим никогда.

Сижу вот сейчас, читаю про механизмы прозрачности, восхищаюсь устройству вселенной и ужасаюсь своему невежеству. И объяснить мальчику про переизлучение волнового фронта я точно не смогу.

UPD: видео о том, почему стекло прозрачное и т.д.
Collapse )
розовый профиль

Разговорчики

— Мам, что такое «трагедия»?
— Это произведение, которое кончается плохо. Книжка, там, или кино.
— Например?
— Ээээ... Мнэээ.... «Курочка Ряба». Яичко упало и разбилось, дед плачет, баба плачет...
— Хм...
Не сдадим мы литературное чтение, ой, не сдадим...

***

Вообще-то, мы читаем не золотоносную курицу, а Волкова. Обсуждаем прочитанное. Я:
— А может жёлтый туман постепенно сам рассеялся бы после смерти Арахны.
— Не думаю. Пока книга Арахны цела, он бы держался. Думаю, в этой книге все параметры мира прописаны, где true, а где false. Туман был true. Он бы не рассеялся.

***

— Мам, прикрой сгущёнку. А то микробы в неё налетят, нашаманят там...
Я сразу вспомнила эль, в который жучки и сучки падают с дивной избирательностью.

***

Ребёночек выдвинул гипотезу, что ночью звуки слышнее, потому что днём их фотоны тормозят, а ночью, значицца, нет. Переубеждаю — не верит.Collapse )
розовый профиль

Злые воры, зомби, пауки, фрекен Бок... И котики!!!

Вот так вот выйдешь в два часа ночи в туалет, и...

— Мама! Мама! МАМА! МАМАААА!!!!!111111
— Что случилось???
— Я просто проверял, здесь ли ты.
— Конечно, я здесь, куда ж я денусь?
— Ну, мало ли, вдруг тебя зомби съели...
— Ох... Не волнуйся. У меня нет мозгов, я не представляю никакого интереса для зомби.
— Не нужно со мной шутить! У тебя есть мозги. И зомби могли тебя съесть.

***

Под впечатлением от литературного образа фрекен Бок мальчик проникновенно изрёк:
— Всё-таки хорошо, что ты не такая строгая и злая!
Оценил наконец...

***

— О, Стась, гляди, какая паутинища на этом растении!
— Растение заболело пауком? о_О

***

— Мам, дай я сначала из двери выгляну, нет ли там кого-нибудь злого.
— И кто же злой там может быть?
— Ну, например злой вор. Хочет у нас что-нибудь украсть.
— Мне кажется, у нас и красть-то нечего.
— Как нечего? А КОТИКИ???
розовый профиль

О детских травмах

Простите, буду о грустном.

Я сейчас готовлю несколько презентаций об инклюзивном образовании аутистов. В том числе о том, как говорить с родителями «обычных» детей о том, что в их класс придёт ученик с особенностями.

Понятно, что родители боятся и протестуют. Это совершенно нормальная реакция. Каждый родитель хочет оградить своего ребёнка от возможных проблем. А они в такой ситуации действительно могут возникнуть, если заранее не предусмотреть всё возможное и невозможное. И не только предусмотреть, но и предупредить. Нормальная инклюзия в этом и заключается — чтобы проблем не было ни у кого из участников образовательного процесса. И чтобы все от инклюзии только выиграли. Понятно, что это идеал, и жизнь умеет подкидывать сюрпризы, но стремиться к этому необходимо.

И очень вовремя попадается мне опрос, проведённый tut.by: хотели бы вы, чтобы за партой с вашим ребёнком сидел аутист? Просто бесценный материал для работы.

Большинство протестных реакций мне знакомо, и я знаю, что можно ответить. Но я теряюсь от таких вот вещей:

категорически против того чтобы *особенные* учились рядом с обычными детьми. Оба ребенка получат психологическую травму. Один из-за того что неполноценный, а второй потому что он обязан относится ко второму со вниманием.
Травма у обычного ребёнка из-за того, что он обязан внимательно относиться к ребёнку с особенностями... Честно — я не знаю, что на это ответить. Потому что это в чистом виде она, тотальная неготовность общества к инклюзии, о которой так любят говорить чиновники, когда мы приходим просить денег на тюторов и прочие вещи, без которых инклюзия аутистов обречена.

Возможно, у вас сейчас тоже появились вопросы и протесты по поводу того, что необычные дети могут вскоре придти в обычные школы. Не имею сейчас возможности подробно расписывать технологии инклюзии, но хочу подчеркнуть, что грамотная инклюзия никогда не строится на ущемлении чьих-то интересов. Хорошо должно быть всем без исключения.

Вот только это требует денег и труда. Больших денег и большого труда. Но больше всего тормозит работу не отсутствие денег (не говорю уже о том, что есть, разумеется, люди, готовые работать). Труднее всего победить убеждение, что тем, кто хоть немного не такой, надо отгородить заборчиком специальное место, и пусть они там живут и не тревожат своим присутствием нормальных во всех отношениях людей.

розовый профиль

По мотивам визита к очередному логопеду

188848_800x600_img51.jpg

Скажите, только только меня смущает, что на всех этих психологических и логопедических карточках про времена года нарисованы подснежники? Вот такие? Которые в наших краях отродясь не росли? И которые, соответственно, ребёнок в глаза никогда не видел? Почему, почему он должен их узнавать???

Ну, и «ты ко мне пришёл, значит, никаких отказов быть не может, ты обязан отвечать» — это, безусловно, прекрасный подход к любому ребёнку, чего уж говорить об аутистах.

И, кстати, о сарказме... Вчера ребёнок мне строго заявил: «Не сарказмуй!». А когда я упала и заржала в голос, ворчливо выдал: «Хохочет, сквернословит...». Ура, у меня теперь есть аутичный мальчик, говорящий цитатами! Пока из Карлсона, но я надеюсь расширить репертуар до всяческих «поучайте ваших паучат» и «он мёртв, Джим!».

А, ещё логопед спросила, учим ли мы таблицу умножения. Летом, ага. Ага, ага, щаз. А вы как, учите?
розовый профиль

Походу

— Больше всего я люблю фисташковое мороженое! Только я заметил странную вещь: оно у меня кончается быстрее, чем любое другое. Магия какая-то!

***

— Комары, сссссссссобаки летучие, прямо сквозь колготки жрут!
— А я понял, какое именно нехорошее слово ты хотела сказать!
— Что хотела, то и сказала. Ссобаки они и есть ссобаки.
— Ссубаки, ага, ага...

***

— Мелкая у тебя попа, Стась, всё время штаны падают.
— Давления на штаны изнутри не хватает.

***

— Ребёнок, вот такие макароны будешь?
— Вот эти, которые как трупы?
— ???
— Как трубки. Большие трубки.

***

Молыж Стасег на детской площадке очень, очень вежливо коммуницирует с юной девой двух лет от роду:
— Вы тоже хотите на качели? Вот, пожалуйста... что-что? Ааа, вы, походу, ещё разговаривать не умеете!
розовый профиль

Песня про зайцев

— Сын, что ты скачешь как бешеный заяц?
— Я не заяц!!!
—Я и сказала — «как». Я знаю, что ты не заяц. Я определённо не могла родить зайца.
— А если бы мутировала? — мгновенно заинтересовался ребёнок. — С каким-нибудь зайцем?

***

Мальчик изобрёл словосочетание fly puncher — мухобойка. Когда посмотрели в словаре правильный вариант, расстроился и сказал, что свой ему всё равно нравится больше.

***

— Сын, ты чего сегодня перед учительницей цирк устроил? Тебе ж эти задания раз плюнуть.
— Ладно, в следующий раз заплюю!
И ведь заплевал! Шутка юмора такая с его стороны.

***

— Мам, ты не матерись на балконе!
— Да я вообще не матерюсь!
— Ты только что сказала "твою мать".
— Я??? Когда?? Не говорила я такого.
— Ты сказала "надо снести этот шкаф к чёртовой матери".
— Да это вообще не мат, это литературное ругательство.
— Всё равно.
И вот тут мне захотелось материться...

***

— Мама, что это за ужасная книжка?! Тут написано "протали-нах"! (оказывается, он не знает, что такое проталины)

***

— А муха в автобусе как висит? Её воздух толкает и она движется вместе с автобусом? А вот если в автобусе назад прыгнуть, то прыгнешь немного дальше, чем просто так прыгнул бы, да?

***

— А весы тоже меряют давление? Предмет ведь чем тяжелее, тем сильнее давит вниз.