Эники (eniki_beniki) wrote,
Эники
eniki_beniki

Categories:

О моде

Благодаря очередному дайджесту прекрасной amdeluxe наткнулась на вот такой ругательный пост о моде. Там я ничего писать не буду, ибо автора поста не знаю, автор поста меня тоже, и что ему моё мнение, а тут всё-таки напишу. Тем более, что давно собираюсь прояснить некоторые моменты.
Начнём с того, что мода - социальный феномен, существующий давным-давно сам по себе,  соверешнно помимо алчных корпораций. Корпорации просто очень успешно его эксплуатируют последние десятилетия, подобно тому, как корабль наполняет свои паруса вольным ветром, а некоторые даже пытаются управлять стихией, но всё это уже отдельная песня. Про ветер я тут не случайно вспомнила. Спрашивать "как вы относитесь к моде" всё равно, что спрашивать "как вы относитесь к погоде". Есть явления, которые существуют независимо от нас и нашего отношения к ним, и мода - одно из таких явлений.

Откуда берётся ветер? Он порождается сложной погодной системой, включающей множество факторов и труднопрогнозируемых связей между ними. Откуда берётся мода? Она производное функционирования любой более-менее большой общественной системы с её разнообразными факторами и связями... - думаю, вы поняли аналогию. Основная функция моды - это выявление и популяризация новизны в чём бы то ни было, привнесение новых идей в общественное сознание. Мода - оборотная сторона социальной эволюции, один из её механизмов, и сама по себе не является ни добром, ни злом.

Мода касается всех сторон общественного устройства, от предметов быта, одежды, еды до образа жизни и даже образа мышления. Она отражает все тенденции развития цивилизации и все значимые события. Появление новых технологий и материалов, войны, революции, олимпиады, знаменитые книги и фильмы, нередко даже отдельные персоны - всё влияет на моду. Более подвержены влиянию моды динамично развивающиеся общества, в традиционных влияние моды не слишком заметно.

Мода на одежду сменяется довольно часто по сравнению с другими областями жизни. Это легко объяснимо - одежда сравнительно быстро приходит в негодность, стоит не слишком дорого, а ещё потребность в одежде охватывает 100% населения Земли. Есть и психологический фактор смены тенденций каждые несколько лет - это смена поколений, и желание молодёжи отличаться от "предков". Банальное желание поиметь что-то новенькое в жизни тоже нельзя скидывать со счетов. Всё это в совокупности и порождает смену тенденций, а механизмы социальных маятников и возвратной реакции на новое создают большие малые циклы моды и феномен "возвращения хорошо забытого старого".

Это была теория, а теперь конкретно по нагнетаемым в тексте по ссылке ужас-ужасам. Я буду о своём, об одежде.

"Каждый год меняется тренд и в одежде". Нет, это нецелесообразно экономически и не отвечает психологическим законам, по которым внедряется новая мода и сменяются модные циклы. Глобальная смена трендов происходит раз в несколько лет. Как это происходит? Когда накапливается усталость от предыдущих тенденций, появляется новый тренд - чистая новая форма (силуэт, если вам так понятнее). Чтобы общественному сознанию было проще переварить это новшество, форма ничем не усложняется. Однотонный материал, минимум деталей, простое цветовое решение. Как правило внедрение новой формы происходит в осенне-зимний период, в последующий весенне-летний новая тенденция повторяется в более светлых и лёгких тканях. В последующие сезоны форма усложняется всяческообразными функциональными и декоративными деталями, на её основе делаются разные образы, вводится многоцветье, и финальный этап, показывающий, что тенденция уходит - это пёстрые, маскирующие силуэт ткани.

"Цвет сезона может оказаться ей совсем не к лицу, а господствующий силуэт или длина юбки только подчеркнет недостатки фигуры". Упрёк, который был бы справедлив в середине XX века :) Давно уже нет модного диктата в формате "а теперь все носим красные прямые юбки на 3 пальца выше колена". Мода последнего времени демократична, и по всей видимости это качество никуда не денется в ближайшие десятилетия. Любая женщина может выбрать из того, что модно то, что ей идёт. И помимо остромодных "странных" силуэтов в моде всегда есть базовые вещи, классика, которая живёт много лет. Другое дело, что многообразие выбора подняло проблему неумения выбирать, но ведь это не вина моды.

"Мужская одежда тоже подвержена изменениям, хотя и меньше. Ширина лацканов, длина рукавов, манжеты на брюках – детали, никак не влияющие на функциональность, заставляют отказываться от вполне хороших и недешевых вещей". Смена моды в мужской одежде происходит ещё медленнее, чем в женской, и вполне сопоставима со сроком службы одежды.

С учётом всего вышесказанного, не вижу причин демонизировать моду. Она будет существовать независимо от того, хотим мы этого или нет. Меняется образ женщины или мужчины в общественном сознании - и меняется мода. Можно следовать её наиболее острым тенденциям, если это вам нравится. Можно выбрать свой стиль и покупать новые вещи в рамках этого стиля - честное слово, сейчас для этого гораздо больше возможностей, чем каких-то 20 лет назад. Можно менять одежду в соответствии со сменой внутреннего мироощущения. Можно стать законодателем моды. Выбирайте то, что близко вам. И если вы выбираете подчиниться манипуляции алчных корпораций, искусственно манипулирующих спросом - это всего лишь ваш выбор, а не вина моды.





Наукообразный бонус с важными секретными сведениями для тех, кто осилил предыдущий простенький текст:

Надевая на себя любую одежду, каждый человек независимо от своего желания что-то сообщает о себе (имидж) и о социуме, к которому принадлежит (мода). Эти послания могут более-менее соответствовать истине (одежда соответствует характеру и образу жизни человека, а также его историческому периоду и местонахождению), а могут намеренно или случайно искажаться (так происходит либо если человек мало разбирается в том, что ему идёт, что и куда уместно носить и что сейчас модно, либо если он пытается играть какую-то роль). И можно сколько угодно игнорировать моду, и вообще считать одежду чем-то недостойным внимания высокодуховного человека, эти два послания - имидж и мода - есть всегда. Они могут очень по-разному интерпретироваться, и тут есть разные слои понимания: в основе - универсальные паттерны восприятия, дальше идут принятые в обществе в данный момент стереотипные интерпретации, а каждый человек добавляет индивидуальные заморочки.

Та часть послания, которая относится к персоне (имидж) важнее и глобальнее той, что относится к обществу (мода). Отсюда пошли все выражения о том, что индивидуальный стиль важнее моды. Это действительно так. Человек, чья одежда точно и красиво выражает его личность, может смело игнорировать моду - это не будет никому важно.

Резюме наукообразного бонуса: каждый человек при помощи одежды посылает некое послание о том, кто есть он сам и частью какого общества является (хочет он того или нет), а окружающие это послание читают (хотят они того или нет). Не факт, что исходный и конечный смысл совпадут, но это уже совсем другая история, которой занимается наука имиджелогия, а мы сегодня больше говорим о теории моды :)

Tags: акынские песни о костюме, дизайнерское, имиджелогия, мода
Subscribe

  • "Соси", говорите?..

    Вчера я опрометчиво пообещала tsa_tsa высказаться по поводу статьи "Соси прощения: как сделать ему приятно", и теперь вместо того,…

  • Temple Grandin

    Один из комментариев к раздаче Temple Grandin меня очень позабавил: "Это лучший фильм об аутизме, даже лучше, чем Форрест Гамп!". Оставив в…

  • Is there life on Mars?

    Смотрела сейчас подборку фотографий Джона Балмера, и вспоминала один из любимых своих сериалов - британский (именно британский!) Life on Mars. Я…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • "Соси", говорите?..

    Вчера я опрометчиво пообещала tsa_tsa высказаться по поводу статьи "Соси прощения: как сделать ему приятно", и теперь вместо того,…

  • Temple Grandin

    Один из комментариев к раздаче Temple Grandin меня очень позабавил: "Это лучший фильм об аутизме, даже лучше, чем Форрест Гамп!". Оставив в…

  • Is there life on Mars?

    Смотрела сейчас подборку фотографий Джона Балмера, и вспоминала один из любимых своих сериалов - британский (именно британский!) Life on Mars. Я…